Начнет ли сама Россия «охоту» за своими «головами»?
Расширение доли интеллектуальной составляющей в промышленной продукции приводит к глобальному обострению кадровой проблемы. Возможность стран конкурировать в научно-технической сфере затрудняется из-за недостаточного количества специалистов, способных понимать передовые технологии и творить инновации. Даже американские научные центры заявляют сегодня о катастрофическом недостатке учёных новой формации, связанных с науками, технологиями, инженерией и математикой (STEM – science, technology, engineering, math), а американское государство видит в этом угрозу национальной безопасности.
Поиск «правильных людей» с нужными талантами и способностями становится всё более сложным, приобретает глобальный характер и выливается в «охоту за головами» по всему миру. В России принимаются меры по привлечению к инновационной деятельности перспективных команд. Однако эти процессы носят пока пассивный характер путем сбора институтами развития заявок на проекты с государственной поддержкой. А глобальные «охотники за головами» не ждут готовых талантов, они отбирают их по оригинальным публикациям, ярким выступлениям на семинарах и т.п. Так что «интеллектуальные сливки» снимаются еще до стадии готовности будущих научных лидеров к созданию проектных команд. Оказать содействие талантливым начинающим ученым и инженерам в формировании команды и поиске финансового партнера – это и есть задача инновационного менеджмента с его управленческими, финансово-экономическими, маркетинговыми и юридическими компетенциями.
И еще несколько слов о системе приоритетов при формировании инновационных прорывов. Так, в упомянутом американском агентстве DARPA реализуется ряд принципов. Первый гласит: риск потерять талантливого человека и перспективную идею выше, чем риск потерять деньги. Принцип второй – приоритетной поддержкой пользуется идея, которая оппонирует традиционным подходам. Принцип третий – под новые идеи и проекты формируются новые команды и структуры. У нас, к сожалению, ситуация зеркальная: при финансовых рисках проекты обречены; при оппонировании сложившимся научным направлениям шансы пройти экспертизу близки к нулю; удельный вес «вывесок» научных учреждений и регалий превышает признаки таланта и перспективности научной идеи.
Современные методы организации научной деятельности в развитых странах и механизмы стимулирования ее инновационной активности составляют, на мой взгляд, то ценное, что отсутствует у нас и что мы должны перенимать. Но перенимать критически и не переносить в страну показанные выше издержки чрезмерного увлечения утилизацией и коммерциализаций науки.
На сегодня в мире всего пять стран имеют фундаментальную науку, включая Россию. Москва и Санкт-Петербург входят в число 30 ведущих мировых центров. И это является одним из наших немногих конкурентных преимуществ. Россия имеет реальные предпосылки для того, чтобы путем повышения эффективности использования интеллектуального потенциала превратиться в один из мировых центров по производству и применению знаний, а также подготовки научно-инженерных кадров.
Однако Россия может выбыть из числа производителей фундаментальных знаний, если наука не займет достойного места в жизни общества, а плотность научных и инженерных кадров в стране будет снижаться. Возникает опасность, что чрезмерное увлечение измерять науку и научные проекты деньгами может добить фундаментальную науку и усилить утечку мозгов из страны вместо ожидания их возвращения в Россию.
Принимаемые в Российской Федерации решения по разработке и реализации стратегий и государственных программ развития в области авиации, судостроения, атомной отрасли, электронной промышленности, нанотехнологий и космической деятельности создают предпосылки для укрепления позиций страны в сфере высоких технологий, обеспечения ее обороноспособности, повышения спроса на научные и инженерные кадры. В этом же направлении начинают действовать Военно-промышленная комиссия и Открытое правительство по формированию механизмов частно-государственного партнерства в оборонно-промышленном комплексе России. Вместе с тем программные документы ограничиваются рамками пятого технологического уклада, что может увеличить отставание России от стран, концентрирующих свои усилия на переходе к шестому технологического укладу. Этот уклад пока находится в стадии формирования, что открывает для России возможность опережающего развития на гребне новой волны за счет быстрого освоения базовых технологий нового уклада.
Однако на сегодняшний день пока не удалось сформировать конструктивные механизмы перевода фундаментальных знаний на «язык» инженерных концептов. Для этого нужны шаги по созданию платформы взаимодействия научно-технического сообщества, бизнеса и политического класса. На этой основе могут формулироваться новые идеи с учетом мирового опыта, разрабатываться и отрабатываться модели социального партнерства в интересах модернизации страны.
Россия имеет богатую историю и поучительный опыт совершения научно-технических прорывов на доминирующих направлениях мирового прогресса. В значительной мере этот прорыв сопровождался духовным порывом граждан и совершался под девизом: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Залогом успеха была «сказка», которая укрепляла массовую веру граждан в возможность ее воплощения в жизнь. Она не менее важна, чем достойное финансирование и профессиональный менеджмент.
По этой причине очень важно, чтобы создаваемые институты развития были интегрированы в целостную инновационную систему, а отдельные программы и стратегии развития образовывали в совокупности единый Большой проект, не уступающий масштабом и вдохновляющей силой прежним научно-техническим прорывам России. Без этого не будет «сказки», способную стать былью. Но тогда мы сможет оставить потомкам только набор малозначительных сюжетов для очень небольших рассказов.
Опубликовано в журнале «Военный парад» № 2 (116), март-апрель 2013 г