ОТ «КУЛЬТА СЕКРЕТНОСТИ»- К ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ I. СЕКРЕТНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА
Во всем мире растет понимание информации как важнейшего продукта общественного производства, постоянно наращиваемого ресурса человечества, наиболее ценного и ходового товара в международной торговле. Информация и опирающаяся на нее пропаганда стали мощным средством, с помощью которого можно решить сложнейшие задачи - вплоть до таких, что на протяжении истории не раз приводили к вооруженной борьбе. Тенденция к возрастанию роли информации в жизни общества служит основанием для вывода о том, что в нынешних условиях исторического соревнования выиграет та социально-экономическая система, которая будет располагать информацией более высокого качества, осваивать ее быстрее, в большем объеме и эффективнее использовать для достижения общечеловеческих целей.
Перестройка в советском обществе вызвала ускоренное развитие информационных процессов. В общественных отношениях информационного характера все более отчетливо находят свое выражение интересы широких народных масс и государства, партии и общественных организаций, коллективов и отдельных граждан. А любая проблема приобретает, как известно, политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связывается с интересами масс, функционированием и развитием институтов власти. Отсюда вполне правомерна и постановка вопроса о разработке и проведении Советским государством целеустремленной информационной политики.
Отношение к информации не только как к средству, но и как к объекту политического управления ориентирует на выявление насущных потребностей советского общества в знаниях и на определение возможностей государственных органов и социальных институтов для их наиболее полного удовлетворения в соответствии с целями социалистического обновления и развития. Речь идет, таким образом, о разработке и построении по единому замыслу организационно-правового механизма управления информационными процессами в стране. Этот механизм должен обеспечивать преодоление факторов, тормозящих развитие гласности и информатизации общества, усиливать прогрессивные преобразования общественного сознания, создавать благоприятные условия демократизации, активно способствовать реализации нового политического мышления в международных делах.
Политика и государство - корреспондирующие понятия. Участие же государства в решении тех или иных проблем предполагает прямое или опосредованное, фактическое или подразумеваемое применение власти, оказание правовой и административной поддержки определенным субъектам общественных отношений, чтобы получить желаемые политические, идеологические, экономические и социальные эффекты. Иначе говоря, государственные средства воздействия на информационные процессы в обществе мы вправе рассматривать как важнейшее политическое условие и правовую форму развития гласности, рационализации использования информационного потенциала страны. В первую очередь к этим средствам относятся режимно-секретные меры. Тем самым, чтобы поставить и решить вопрос о целях, содержании, формах и методах информационной политики, необходимо обратиться к системе защиты секретов как наиболее сильному звену государственно- правового опосредования общественных отношений в данной сфере.
ГЛАСНОСТЬ В ВОПРОСАХ СЕКРЕТНОСТИ
Действующая в стране система защиты секретов складывалась, как известно, в сложных исторических условиях. Она зародилась в трагический для советского народа период «обострения классовой борьбы», выкристаллизовалась в годы Великой Отечественной войны и укрепилась во времена войны «холодной», После косметического очищения на рубеже 50-60-х годов от наиболее одиозных и архаичных форм использования института государственной и военной тайны не по прямому назначению, а в ряде случаев и для прикрытия беззаконий система защиты секретов, хотя по-своему и совершенствовалась, все более отставала от потребностей общественного прогресса. Ей и сегодня присущи элементы косности и нерациональности. Определенное отчуждение института секретности от общества привело к тому, что принципы его построения и функционирования, политические, военные и экономические цели, правовые основы и организационные формы, пропорции между затратами на режимно-секретную деятельность и ее результатами не только не подвергались серьезному, объективному критическому анализу, но и не ставились публично.
Разговор об этой «фигуре умолчания» требует предварительного определения общей позиции относительно роли и места режимно-секретной деятельности в обеспечении безопасности страны и защите ее интеллектуальной собственности. Принципиальным моментом является безусловное признание необходимости и полезности данного социального института для решения многообразных задач в условиях сосуществования различных общественных систем, экономической конкуренции, научно-технического соперничества государств и владения мощнейшими военными средствами. Состояние системы международных отношений и хозяйственных связей, реалии политической, правовой и информационной культуры советского общества пока «обрекают» наше государство на применение режимно-секретных ограничений, делают их неизбежными. И в мировом общественном мнении сложилось относительное единство взглядов по вопросу о праве правительств на государственную тайну. Вместе с тем обоснованность выбора и реализации конкретных политико-правовых форм секретности, адекватность системы обеспечения сохранности государственной и военной тайны отражаемым в ней общественным отношениям, точность их юридического закрепления и социальная эффективность режимных мер требуют, как нам кажется, глубокого комплексного изучения и широкого обсуждения.
Настало время привлечь внимание общественности к этой традиционно деликатной сфере государственной деятельности, поскольку становится как минимум нерациональным дальше уклоняться от гласной постановки и решения обостряющихся проблем защиты секретов в складывающихся условиях. К ним относятся, в частности, такие очевидные даже для неспециалистов обстоятельства, как отсутствие полноценного законодательства по вопросам секретности; отчужденность механизма определения и сохранения государственной тайны от демократических институтов; необоснованные ограничения на доступ советских граждан к информации, связанной с защитой секретов и мерами режима. Вместе с тем конструктивная официальная реакция на развивающиеся общественные потребности в такой информации отсутствует. Это ведет к обострению проблемы, отрицательно сказывается не только на политических умонастроениях широких слоев населения страны, но и на состоянии самой системы защиты секретов.
В таких условиях проблема осведомленности советских людей о режимно-секретной деятельности государства приобретает значительную остроту. При этом степень осведомленности общества о системе защиты секретов связывается с необходимостью и достаточностью демократического контроля за определением и обеспечением жизненно важных государственных интересов, действенностью гарантий гласности и эффективностью использования информационных ресурсов страны.
ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ «КУЛЬТА СЕКРЕТНОСТИ»
Незнание широкой общественностью организационно-правовых основ, общих и конкретных целей, юридических и административно- технических средств защиты секретов порождает мифы и искаженные представления об этой области государственной деятельности. Чрезмерная же централизация в решении всех проблем жизни страны продуцирует в качестве производного явления «культ секретности» как необходимое условие функционирования и развития административно- иерархических структур управления обществом. Одержимость массового сознания и политического мышления секретностью впитала в себя последствия печально известных в нашей истории периодов сгущения атмосферы подозрительности, деформаций теории и практики социализма, роста напряженности в международных отношениях.
За это приходится расплачиваться сегодня болезненными реакциями общественного сознания и политического мышления на начавшиеся процессы ломки стереотипов самоценности жестких режимных ограничений, утраты иллюзий относительно совершенства сложившейся системы определения и обеспечения сохранности государственной, военной и служебной тайны, выявления несоответствий между реальной и номинальной важностью секретов. В общественной практике обнаруживается все больше тупиков и столкновений режимных мер с новыми политическими, экономическими, военными и социальными реальностями. Трудности связаны здесь не только с видимыми административными барьерами, но и с эмоционально-психологическим реагированием на травмирующую информацию, страхом перед новыми, необычными ситуациями. Даже передовая политико-правовая мысль упирается в препятствия субъективного плана.
Показательна в этом отношении ситуация с выбором концепции правового обеспечения политики гласности. В публикациях о ходе работы над законопроектом о гласности и его основных положениях признается, что наиболее демократичным способом решения проблемы была бы регламентация режимно-секретной деятельности государства. Их авторы дают объективную, на наш взгляд, оценку реальному состоянию общественно-политического развития и правовой культуры общества, однако скептически высказываются относительно готовности общества, а главное, органов государственного управления к принятию закона о государственной тайне. Отсюда вывод о предпочтительности нормировать процессы гласности, а не секретности. Иными словами, предполагается учить общество демократии не самыми лучшими по своей демократичности правовыми средствами.
Выходит, что общество, сделавшее исторический выбор в пользу демократии и ставящее своей целью именно на этом пути раскрыть творческий потенциал социализма, до роли носителя общественного прогресса доросло, а вот до применения одной из широко распространенных форм демократического контроля за деятельностью государства в вопросах определения и организации защиты секретов - нет. Откладывая в долгий ящик законопроектные работы, гарантирующие гласность наиболее эффективным и демократическим путем, мы остаемся под прессом сложившихся стереотипов примата власти над правом. Наши правоведы продолжают робеть перед теми юридическими проблемами, которые органы государственного управления традиционно решали по своему усмотрению, без прямо выраженной в законе воли общества.
Дело не ограничивается коллизиями норм права. Отмечается и обратный, неблагоприятный для становления и стабилизации новых общественных отношений процесс: ведомственно ограниченные, не подтвержденные законом нормы режимно-секретной деятельности способствуют воспроизводству консервативных политических взглядов и негативным реакциям со стороны тех, кто исповедует «культ секретности».
«ВСЕОБЩИЙ ДУХ БЮРОКРАТИИ ЕСТЬ ТАЙНА…»
Режим секретности как атрибут власти - своего рода индикатор политического развития общества, степени демократизма его социальных институтов. В построении и функционировании сложившейся системы защиты секретов отражаются низкая правовая культура, догматизм управленческих традиций, дезориентация в определении политических, экономических и социальных приоритетов. Это проявляется в юридических и организационных несовершенствах режимно-секретной деятельности. Но меры секретности - не пассивный результат естественно развивающегося общественно-политического процесса. Они тесно связаны с положением и интересами определенных социальных субъектов общества. Ответ на вопрос: «кому это выгодно?»- убедительно дан еще К. Марксом: «Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство. Соблюдение этого таинства обеспечивается в ее собственной среде ее иерархической организацией, а по отношению к внешнему миру- ее замкнутым корпоративным характером. Открытый дух государства, а также и государственное мышление представляется поэтому бюрократии предательством по отношению к ее тайне» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 272).
Таким образом, состояние системы защиты секретов отражает характер взаимоотношений общества и государства, демократизм государственной власти. В этой связи неосведомленность общественности о принципах, критериях, структуре и функциях системы защиты секретов, закрытость нормативного регулирования процедур определения и сохранения государственной тайны приобретают значение обстоятельства, далеко выходящего за пределы собственно режимных мер.
Думается, причина нерешительности государственных учреждений в вопросах секретности связана не с недостаточной квалификацией ответственных должностных лиц, малой значимостью или слабой актуальностью проблемы в условиях перестройки. Причина в самом механизме властных отношений. Пока в политической практике не преодолены тенденции подчинения общества государству, выборных органов - аппарату, трудовых коллективов - администрации, будет существовать заинтересованность бюрократизированной части партийного, государственного и хозяйственного аппарата в бесконтрольности режимно- секретных мер. Система защиты секретов в этих условиях не только не используется по своему прямому назначению, но одновременно служит средством отчуждения власти от общества, способствует постоянному воспроизводству этого отчуждения в политике, экономике, социальной сфере.
Объективные оценки состояния политической системы, даваемые сегодня учеными-обществоведами, свидетельствуют о том, что далеко не все еще формы государственной организации жизни советского общества отвечают современным потребностям и задачам. Это и обусловило необходимость радикальной политической реформы. От сложившихся деформаций не свободна и сфера защиты государственных секретов. Однако «культ секретности» и «нестеснение законами» режимно-секретной деятельности государства, отсутствие в этой сфере демократических предохранителей нередко еще почитается как достоинство действующей системы информации, как недоступное для «буржуазного либерализма» преимущество авторитарно управляемого общества. Может быть, такого рода представления продолжали бы господствовать в политическом мышлении и общественном сознании, если бы не происходящий в стране процесс перестройки. Итак, бюрократизация общественной жизни и необоснованная секретность - две стороны единого процесса отчуждения общества от политических, материальных и духовных средств решения задач самоуправления.
Сохранение «культа секретности» в политической практике и общественном сознании - это способ поддержания веры в безошибочность бюрократического мышления, возможность бесконтрольного и безответственного использования власти в ведомственных, узкогрупповых целях. Подтверждением могут служить многочисленные примеры того, как в сегодняшней обстановке военные секреты раскрываются перед зарубежными партнерами по переговорам о сокращении вооружений оперативнее и с большей склонностью к компромиссам, нежели это делается администрацией предприятий и должностными лицами учреждений при общении с прессой по внутрихозяйственным вопросам. Происходят прямо-таки парадоксальные вещи: инспекции зарубежными специалистами важных военных объектов не только стали реальностью, но и являются магистральным направлением укрепления доверия между государствами, обеспечения международной и национальной безопасности, а посещения советскими журналистами народнохозяйственных или социально-культурных объектов, предназначенных для решения волнующих население вопросов, связанных с выпуском товаров народного потребления, жильем, бытовыми услугами, оказываются далеко не всегда и не везде возможными.
Это, безусловно, идет вразрез с курсом партии на развитие гласности как условия революционного обновления общества. Однако проблема предстает и с еще одной стороны. Закрытость функционирования аппарата власти порождает опасность превращения его в самостоятельную и самодовлеющую силу. Зарубежные исследователи подобного феномена на Западе приходят к выводу, что по мере укрепления своих позиций бюрократия становится все более автономным по отношению к центральному политическому руководству образованием. Играя на неосведомленности общественности и используя ведомственные барьеры дозирования информации в обеспечении деятельности представительных органов власти, претендуя в таких условиях на монополию знаний, аппарат тем самым берет на себя определяющую роль в подготовке политических решений, придании им удобной юридической формы.
Помимо прямых угроз нормальному развитию политического процесса, необоснованная и бесконтрольная секретность существенно травмирует самосознание и достоинство советского человека, ослабляет его связи со своим государством. Доверие и поддержку народа можно получить лишь в ответ на доверие к нему самому. Однако о каком доверии можно говорить, когда сообщаемые на переговорах закрытые данные военно-политического и военно-экономического характера, широко публикуемые затем зарубежными средствами массовой информации, далеко не всегда становятся достоянием нашей общественности, когда советские ученые вынуждены черпать из иностранных источников сведения о положении дел в тех или иных сферах жизни нашей страны. Получается, что определенные «государственные интересы» защищаются не от внешней угрозы, а от советских граждан.
Секретность осложняет координацию усилий органов управления, «страхует» чиновников от конкретной требовательности общественности. Запутанной оказывается реализация и самой функции организации защиты государственных секретов. Право государственной секретности фактически творится исполнительными органами власти, а не является результатом демократического волеизъявления советского народа, направляющим деятельность государства по защите секретов в соответствии с прямо выраженными интересами граждан СССР.