ИДЕЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ

Свободная мысль, № 7, 2004 год
об авторе
РУБАНОВ Владимир Арсентьевич - вице-президент Лиги содействия оборонным предприятиям, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.
ИДЕЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ

Экономика и идеология

Любая нация сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет не только прошлым и настоящим, но и, прежде всего, будущим. Именно общность будущего сплачивает общество и в значительно большей мере, чем общность языка, крови и памяти, подвигает его на защиту от возникающих угроз [1].

Национальная идеология -- то есть общее представление о будущем страны - немыслима без национальной идеи, а национальная идея в России невозможна без существования общероссийской нации, в которой по литическое согражданство и культурная общность доминируют над всеми иными формами индивидуальной и корпоративной идентификации. Национальная государственность может быть выстроена только на прочном моральном фундаменте, где национальная идентичность выступает залогом солидарности граждан. Первейшим условием существования народа в настоящем и будущем является идея общей судьбы, позволяющая преодолеть поколенческие разрывы и социальные разломы.

Национальная идея не придумывается политиками и интеллектуалами. Она являет собой концентрированное воплощение динамики нравственно-исторического сознания общества. Требования идеологии выступают не в форме целей, а в форме долженствования, выводящего общество за пределы непосредственно данной социальной реальности. Это позволяет объяснять настоящее и создавать одухотворяемые привлекательной мечтой программы будущего, помогает людям находить свое место в мире, придает смысл общественным изменениям, дает возможность объяснять и оправдывать (либо осуждать) политику через ее соотнесение с высшими и самодовлеющими ценностями. С помощью идеологии население страны возвышается до осознания себя как народа со своим местом и ролью в историческом времени и в геополитическом пространстве.

Публично заявленной и открыто пропагандируемой идеологии у нынешней российской власти нет, и перспективы нашей страны сегодня в большей степени определяются содержимым ее недр. И этот непреложный «геологический факт» довольно жестко задает линию поведения политического класса. Гипертрофированная роль сырьевого сектора в экономике, политике, технологическом облике и позиционировании страны на мировой арене оборачивается риском превращения России в «нефтегосударство» [2]. Преодоление этой негативной зависимости невозможно без ориентации на технологически развитое будущее.

По мнению ряда исследователей, в России еще не созрели условия для формирования национальной идеологии. В связи с этим представляется целесообразной постановка вопроса об интегративной идеологии, способной объединить разные политические силы, дать общий язык для ведения общероссийского диалога по общезначимым проблемам развития страны [3]. И, как представляется, задача технологической модернизации страны в силу своей социально-политической нейтральности вполне может выступить в качестве такой объединяющей идеи.

С начала «перестройки» и по нынешний день не утихают споры о способности России стать «нормальной» страной, а за критерии «нормальности» при этом берутся усредненные характеристики западных государств. Устойчивой идеологемой массовой пропаганды является представление стран Запада цивилизованными и культурными, а всех остальных - отсталыми и варварскими. При этом цивилизованность фактически отождествляется с материальным процветанием. Несмотря на очевидные плачевные результаты реформирования по зарубежным образцам в политическом классе нашей страны остается достаточно распространенным убеждение, что в дальнейшем прогресс возможен только на путях внедрения западных ценностей. Однако опыт Запада - с учетом всех его несомненных экономических и технологического успехов - скорее уникален, чем «нормален», и, как свидетельствует история, возможности его экспорта более чем ограничены [4].

Сегодня в России жесткая ориентация на якобы безальтернативную модель общественной организации составляет основу социально-экономической политики, в которую закладываются и задачи подавления любой оппозиции попыткам переделки «ненормального» российского общества под стандарты «цивилизованных» стран. Однако общинный архетип массового сознания россиян не терпит индивидуальной обособленности избранных. Он же требует от человека не меньшего напряжения и самоотвержения, чем протестантская аскеза западного капитализма, но не во имя личного успеха, а ради общей коллективной цели. Коллективистская этика «соборного действия» в нашей стране всегда противостояла и будет противостоять насаждению образцов крайнего индивидуализма в формировании национальной экономики.

Наличие «государственнического комплекса» - еще одна характерная черта большинства российского общества, которое основным этическим измерением государства считает не формально-юридическую законность, а социальную справедливость, через которую в российском общественном сознании соотносятся права и обязанности, свобода и ответственность. Эти этические особенности россиян, препятствующие реализации стратегии подражания, могут превратиться в мощную движущую силу при соединении «архаично-общинных» нравственных установок и традиционных форм социальной организации с идеей постиндустриального прорыва.

Промышленный антиинтеллектуализм ведет к нравственной дезориентации граждан, дискредитируя роль культуры и подменяя в их сознании вызовы постиндустриальной эпохи императивами эпохи первоначального накопления капитала. Всеобщее убеждение экономистов либерального лагеря, согласно которому для процветания промышленности не хватает лишь инвестиций и льгот со стороны государства, а вовсе не «мозгов», знаний и инициативы специалистов, представляет собой проявление непонимания самой сущности современного производства.

Культура современной эпохи выступает не сферой непроизводственных затрат, а главной производительной силой, обеспечивающей прибыльное производство. Производство, лишенное культурной и интеллектуальной «начинки», совершенно неэффективно, что и вызывает паралич инвестиционных процессов. Для изменения ситуации требуется переход от институциональной модели реформ к культуроцентричной модели, основанной на превращении кажущихся «ненормальностей» России в силу и ресурс ее постиндустриального развития.

Без мировоззрения жизнь утрачивает смысл и органичность, а общество с обеднением духовной жизни погружается в хаос. Этим определяется исключительно важное для жизни стран и народов значение идеологии, которая всегда ориентируется на будущее и имеет признаки эсхатологии, что роднит ее с религией. Идеология вырастает не из традиций общества, а из предлагаемого этому обществу принципа жизнеустройства. Доминирование принципа над традицией нередко носит конфликтный характер, в силу чего распространение и господство идеологии может приобретать диктаторский характер [5].

Современное государство не нуждается в религиозном освящении, оно обретает свою легитимацию в светских делах. Политический порядок сегодня опирается не столько на общую верность идеологическому учению, сколько на достижение согласия граждан относительно предлагаемых государственных решений и получаемых практических результатов. Современные политические убеждения основываются на мнении, что простое выживание и пользование земными благами важнее высших ценностей и смыслов человеческого существования.

Религия выживания и культ обеспеченной жизни вполне удовлетворяют массового обывателя общества потребления. Но они не способны вдохновлять созидательно-творческие силы, без которых невозможно развитие. К тому же с точки зрения реализации исторических ожиданий политика имеет не самодовлеющее, а инструментальное значение, что может служить основой для принципиального отождествления идеологии с революционной доктриной и особым историко-динамическим сознанием [6]. В фазе исторического надлома, в критические моменты, когда возникает угроза самому существованию страны, идеология приобретает важнейшее значение как внутренняя опора и доминанта политической культуры, как объединяющее начало и основа духовно-политического общения отдельных граждан и социальных слоев.

Невнятность и нежизнеспособность идеологической политики в современной России кроется в презрении господствующего класса к ее истории и народу, что исключает духовное постижение национальной идеи. В итоге идеология перестает служить фактором политической ориентации: если идеи не расшифровываются, они обесцениваются и начинают восприниматься как обязательный для политиков, но бесполезный для общества словесный антураж [7]. Во многом такое положение явилось результатом обесценивания идеологии (а также вырабатываемой на ее основе стратегии) и примитивизации политики при объективном усложнении других практик, прежде всего материального и интеллектуального производства [8].



Идеи технологической модернизации: объективные основания

Особенности облика и склада новой эпохи отражаются как во внешних (материальных и структурных), так и во внутренних (духовных) сдвигах в жизни общества. В относительно завершенном виде периодизация истории, основанная на признании доминирующего значения технологических аспектов организации общества, была сформулирована Д. Беллом. С его точки зрения, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества соотносятся между собой как преимущественно естественная, технологическая и социальная формы. Постиндустриальное общество не замещает индустриальное (и даже аграрное) общество, а привносит в него интеллектуально-информационный аспект в качестве необходимого компонента [9]. При этом становится все более очевидным, что проблемы современных обществ лежат за пределами дихотомии «капитализм - социализм», в частности, доктрина постиндустриального общества считает несущественным разграничение обществ на «капиталистические» и «социалистические». Капитализм и социализм принадлежат к одной, индустриальной, эпохе, для которой характерно приспособление всей системы общественных отношений к потребностям массового промышленного производства.

Прогресс можно представить как волнообразный цивилизационный процесс. До ХХ века человечество пережило две великие волны перемен: аграрную революцию и становление индустриальной цивилизации. Третья волна несет с собой совершенно новый стиль жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии, на новых методах производства и общественных институтах, порождаемых развитием информационных технологий, на корпорациях нового типа. Новая цивилизация формирует свое специфическое мировоззрение, свои способы контакта со временем и пространством, свою логику и принципы управления будущим [10].

С другой стороны, технологический, духовный и социальный прогресс часто обозначается термином «модернизация». Ядром модернизации при этом считается индустриализация, а ее социальной целью - экономический рост. Переход от доиндустриального общества к индустриальному характеризуется рационализацией всех сфер общества со сдвигом от традиционно-религиозных к рационально-правовым ценностям экономического, политического и социального плана [11]. Приблизительно четверть века назад начался новый фундаментальный сдвиг - от максимизации экономического роста к повышению качества, который стали определять как постмодернизацию [12]. Однако, поскольку концепция постмодернизации не смогла найти внятные критерии выделения исторических эпох, современная политическая философия охватывает понятием «модернизация» любое приобретение обществом современного вида.

В целом же концепции модернизации и цивилизационных волн с общим для них доминированием внимания к технологическим аспектам организации общественного производства вполне укладываются в рамки постиндустриальной теории.

Наиболее существенными сдвигами общепланетарного масштаба сегодня являются стремительное распространение информации и гигантские перетоки капитала, осуществляемые по всему миру в режиме реального времени. Этот процесс в наиболее общем виде определяется термином «глобализация». Другим важным проявлением глобализации является формирование мировой культуры, развивающейся на волне инноваций и порождаемого ими нового образа жизни. Самыми мощными орудиями распространения мировой культуры являются мировой рынок и средства массовой информации.

В отличие от национальных культур, которые черпают свою силу в мудрости и свершениях прошедших поколений, мощь мировой культуры определяется ее тесным контактом с завтрашним днем. В результате «диалога культур» и процесса глобализации единым достоянием духовной жизни мировых технологических лидеров становятся общие духовные ценности, ориентиры и приоритеты, объединяющие их в мировое сообщество [13]

Многие исследователи усматривают в глобализации нарастающее единство мира. На деле же глобализация не делает мир более целостным и совершенным, так как является формой экспансии западного мира, не стирающей, а лишь более четко обозначающей границу между «первым» и «третьим» мирами в условиях исчезновения «второго». Нарастающая в последнее время экономическая и социальная самоизоляция Запада способствует еще большему усилению раскола мирового сообщества. Политика транснационального капитала претворяется в жизнь правителями менее развитых государств по причине отсутствия у многих из них иного выбора.

Процессы глобализации обесценивают прежний порядок, возникший в недрах индустриального общества, устанавливая новые правила глобальной игры. Поэтому как представления о полной стихийности процессов глобализации, так и слухи о «конце истории» являются сильно преувеличенными [14]. Реализуемая модель глобализации задает агрессивные векторы и провоцирует конфликты между технологически развитым и развивающимся мирами, переводя международную напряженность в новую плоскость. И тем не менее лозунг «борьбы с глобализацией» представляется весьма спорным, так как лежащие в ее основе производственно-технологические достижения сами по себе не могут быть «плохими» или «хорошими». Необходимо признать, что современные успехи Запада порождены не только и не столько эксплуатацией «третьего мира», сколько усилиями самого Запада и его граждан. Поэтому разрыв любой нации с мировой культурой и мировым рынком может не только резко затормозить, но и остановить ее собственное развитие.

Достойным ответом России на вызовы глобализации может и должна стать технологическая модернизация как образ будущего и важнейшая составляющая национальной идеи. Унизительное положение нашей страны в современном мире - не результат враждебных происков Запада, а цена доступа к инфраструктуре постиндустриальной экономики, которую приходится платить за отставание в модернизации.

Важной закономерностью современного экономического роста является его зависимость от процессов последовательного замещения целостных комплексов технологически сопряженных производств - технологических укладов. Сочетание науки, технологии и экономики стало основой возникновения наукоемких отраслей (компьютерной, электронной и оптической индустрии), которые обеспечивают развитым странам ведущую роль в циклах выпуска товаров. Такая основанная на науке индустрия качественно не похожа на созданную в XIX веке промышленность. Она зависит прежде всего от теоретической работы, предваряющей производство различных изделий.

Между структурными кризисами экономики и сменой доминирующих технологических укладов, открывающих новые возможности социально- экономического развития, существует взаимосвязь. Так, нефтяной кризис 1970-х обнаружил пределы экономической эффективности индустриальных технологий и подтолкнул Запад к формированию нового уклада. В свою очередь смена технологического уклада обеспечила западным странам постиндустриальный отрыв от остального мира. Государства, успевающие создать научно-производственные системы нового технологического уклада, становятся центрами притяжения капитала, высвобождающегося из устаревающих производств.

Долгосрочные прогнозы глобального экономического развития указывают на приоритетные направления формирования нового технологического уклада: биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации, авиационная и аэрокосмическая техника, ядерная энергетика, газовая промышленность, гибкая автоматизация. В результате выведения в число приоритетов природоохранных технологий и их превращения в привлекательную сферу инвестирования капитала и знаний Запад смог преодолеть зависимость от богатых природными ресурсами стран, что имело тяжелые последствия для сырьевых экономик. Тем самым были увеличены самодостаточность, мощь и влияние стран с инновационным укладом [15].

К началу 1990-х годов в мире сложился инновационный сектор, нацеленный на преобразование качества и образа жизни. Превращение сферы производства нововведений в ведущий хозяйственно-экономический и социокультурный уклад задает основные направления изменений. Этот процесс сопровождается зарождением и самоутверждением новой элиты, связанной с производством знаний, образцов и технологий. Если индустриальный и доиндустриальный уклады прикрепляли производительные силы к четко локализованным в пространстве территориям и средствам производства, то инновационный уклад связывает человека с организационными проектами и структурами, которые могут иметь как локальное, так и глобальное распространение.

Переживаемый Россией кризис нередко служит основанием для предложений ограничить цели развития простым экономическим ростом и утверждений о несвоевременности постановки задачи смены технологического уклада. Однако именно в условиях экономического спада и депрессии, периодически случающихся в странах с развитой рыночной экономикой, обычно наблюдается подъем инвестиционной и инновационной активности в новых перспективных направлениях. Нельзя забывать и о собственном опыте масштабного использования инновационного потенциала: две трети роста национального дохода в СССР обеспечивалось за счет научно-технического прогресса [16].

«Технологизация» различных сфер жизнедеятельности общества приобрела всеобъемлющий характер. Новой функцией науки стала и современная война, наиболее выразительным символом которой является атомная бомба. Благодаря информационным технологиям возникла современная экономическая наука, существенным образом изменились сфера управления, искусство, индустрия развлечений и т. д. Развитие общества все более зависит от теоретической работы, что выводит последнюю на уровень стратегического ресурса, источника нововведений и формулирования политики. Рост значимости науки придает университетам, исследовательским организациям и интеллектуальным структурам значение несущей конструкции постиндустриального общества.

При этом бурное технологическое развитие имеет и непредсказуемые последствия. Даже простое самосохранение цивилизации требует проявления мастерства и искусства от соответствующих субъектов исторического процесса. А растущая цивилизация -- еще более сложная проблема. Чем больше достижений в процессе развития общества, тем с большими опасностями и вызовами они сталкиваются.

Сегодня мир вступил в эпоху, способную достичь чего угодно, но не знающую, чего именно, владеющую очень многим - только не самой собой. Техника - всегда лишь средство для создания полезных вещей, преобразования среды и формирования благоприятных условий для жизнедеятельности человеческого общества. Смысл же технике придает человек, определяя горизонты и параметры техногенной цивилизации, придавая ей соответствующие облик и содержание. Но это должен быть человек высокой культуры, способный сохранить свою гуманистическую сущность в условиях техногенной цивилизации. Если раньше человек был смыслом существующего, то сегодня он довольно часто становится средством: «техническим», «социальным», «политическим» или «информационным». И чем интенсивнее будет развиваться техногенная цивилизация, тем настоятельнее будет ощущаться потребность в духовном, нравственном, правовом, философском и религиозном совершенствовании человека.

Это усиливает общественную потребность в формировании образа будущего, которое представляет собой результат не только развития традиции, но и обращенного к воле долженствования. Долженствование же принципиально не может быть выведено из существования. И поэтому достижения в области положительного знания, отвечающие на вопросы «как?», стимулируют потребность в поиске ответов на вопросы «что?», «почему?» и «зачем?» [17]. По мере роста благосостояния общества и распространения ценностей постиндустриальной эпохи решение мировоззренческих вопросов становится важнее развития естественнонаучных теорий, а значение должного не только не утрачивается, но начинает преобладать над значением позитивного знания.

Наряду с радикальными технологическими и социально-экономическими переменами происходит столь же основательный сдвиг в нормах и мотивациях поведения людей. Но говорить об идеях и взглядах за рамками определенной системы правил бессмысленно, так как без устоев, на которые можно опереться, нет и культуры [18]. Культурные же установления тесно связаны с историческим процессом и отражают его в своих нормах. Так, индустриализация и модернизация придали экономической мотивации положительную ценность, что нашло отражение в протестантской трудовой этике с присущим ей доминированием материалистической системы ценностей, не только терпимой к экономическому накоплению, но и поощряющей экономические достижения, индивидуализм и инновации.

На протяжении значительной части ХХ века экономическая нужда оставалась широко распространенным явлением в индустриальных обществах. Приходящая на смену индустриальному обществу постиндустриальная эпоха снижает роль материальной мотивации. Осознание занятыми в «новой экономике» лицами в качестве наивысшей ценности самих себя и возможностей для самореализации резко меняет саму направленность прогресса [19].

Процесс модернизации сопровождается нарастанием специализации, которая вытесняет в людях науки целостную культуру, превращая «человека науки» в прототип массового человека. Происходит освобождение человека от множества запретов и ограничений, давших «зеленую улицу» многочисленным порокам, но затруднивших проявление немногочисленных добродетелей, которые по своей природе не отличаются логикой и рациональностью. Итогом модернизации стал чрезвычайно сложный и хрупкий общественный порядок, что дало О. Шпенглеру основание говорить о приходе цивилизации, под которой понимается прежде всего техника, на смену культуре.

Постиндустриальный уклад сразу столкнулся с серьезными ограничениями и породил феномен «перепроизводства» инноваций, так как нововведения изменяют общепринятые способы думать и делать. Оказалось, что отдельные люди, группы и команды не могут быстро перестраивать свои установки, навыки и способности. Возникает массовый страх перед будущим, а идея развития подвергается нарастающей общественной критике по мере усиления неравномерности эффектов развития, закрепляющих новое неравенство между территориями, социальными группами и отдельными людьми.

Инновационная активность расшатывает консерватизм как систему идей и ценностей, которые определенные социальные силы стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако апелляция консерватизма к традиционным либеральным ценностям выглядит все менее убедительной [20]. Восхождение постматериальных ценностей - важный аспект широкого процесса культурных изменений, переориентирующих людей по отношению к власти, религии, политике и социальным нормам, и существенный фактор стабильности постиндустриального развития.

Технологическая модернизация России: субъекты и силы

Современный мир является свидетелем того, что экономическое процветание стран и народов в значительной мере определяется действующей системой государственного правления. Наличие богатых природных ресурсов, физического и интеллектуального капитала наций является важным, но недостаточным условием их процветания, а страны с самым высоким уровнем дохода на душу населения располагают, как правило, незначительными природными ресурсами. Нет прямой связи и между уровнем благосостояния страны и уровнем образования ее населения. Многие страны оказываются не в состоянии решить проблему занятости лиц с высшим образованием, примером чего является сегодня Россия.

Российскому обществу длительное время внушалось, что рынок сам решит проблемы конкурентоспособности страны и ее вхождения в клуб развитых стран. Но на самом деле в мире уже давно ни у кого нет иллюзий относительно «чудодейственных» способностей «невидимой руки рынка». Она нуждается в дополнении «видимой рукой» - государственным регулированием, под которым Ф. Рузвельт понимал необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов различных регионов, групп населения и отраслей народного хозяйства.

Важнейшей формой участия государства в экономике и технологическом развитии является создание и функционирование государственного сектора, который основывается на принципах, отличающихся от принципов деятельности частных компаний. Он служит для компенсации принципиальной неспособности рыночного хозяйства решать такие общенациональные задачи, как развитие инфраструктуры, модернизация наукоемкого производства, развитие фундаментальной науки, переподготовка кадров и т. д. Наиболее высокая эффективность государственного управления инновационным процессом достигается в ВПК: именно программы, открытые военными ведомствами США и СССР, породили львиную долю инноваций, составляющих основу современной экономики.

Россия переживает сегодня глубокий структурный кризис, что служит для бюрократии оправданием низкой инвестиционной и инновационной активности государства, его слабого внимания к наукоемким отраслям экономики. Однако смена технологического уклада именно в фазе структурного кризиса позволяет переживающим его странам и предприятиям использовать шанс «перегнать, не догоняя», и развивать высокие темпы экономического роста на основе расширяющихся конкурентных преимуществ. Для России возможны сценарии как конструктивного включения в новую кооперацию постиндустриального мира, так и превращения в страну- аутсайдера. Имеющийся научно-технический, производственный и интеллектуальный потенциал достаточен для освоения перспективных производств нового технологического уклада: налицо высокий уровень образования населения и духовные традиции, ориентирующие людей на созидательный творческий труд; квалифицированные трудовые ресурсы, развитый научно-промышленный потенциал, разработки по ряду направлений новых технологических укладов… Существенную роль в обеспечении перехода России к инновационной стратегии могут сыграть и богатые природные ресурсы.

Постановка вопроса о проведении технологической модернизации является политической, а не экономической задачей. Разработка и реализация инновационной стратегии выходит за рамки задачи простого поддержания экономического роста и требует социально-политической активности национально ориентированной элиты и концентрации национальных усилий на переходе к новому технологическому укладу.

Государство может достойно выступить в роли субъекта технологической модернизации только в том случае, если проявит себя как духовная сущность, а не бюрократический механизм. Ведь государство, по утверждению Х. Ортеги-и-Гассета, … это не только общность языка или крови, территории или уклада жизни, а прежде всего план работ и программа сотрудничества, собирающие людей для совместного осуществления какого-то замысла. Государственное строительство -- это подлинное творчество. Народ способен создать государство в той мере, в какой он способен фантазировать [21]

Философия прагматизма в принципе не позволяет ставить и решать задачи подобного масштаба. Поэтому идея технологической модернизации должна быть важнейшей частью национальной идеологии, нацеленной на постиндустриальное развитие России.

Первой и важнейшей характеристикой постиндустриального общества является радикальное изменение структуры занятости, при котором имеет место сосредоточение большей части рабочей силы в сферах услуг, производства и распространения знаний. В результате класс интеллектуалов становится ведущей профессиональной группой, чей рост опережает общий рост трудящегося населения [22]. Из этого следует, что главная проблема перехода к инновационному укладу - сами люди и характер их производственной деятельности. Поэтому от российских реформ не следует ждать чудес до тех пор, пока верхние ступени социальной иерархии не будут заняты представителями созидательно-творческих сил, способными сформировать прогрессивный вектор развития страны и увлечь за собой остальную часть общества.

Мировой опыт свидетельствует о чрезвычайной сложности определения места и роли в обществе интеллектуальной элиты, связанной с технологической модернизацией. Работники традиционных отраслей по-прежнему составляют большинство даже в развитых странах и не могут согласиться с падением своего значения в общественном развитии, что порождает социальные конфликты нового типа [23]. В процессе постиндустриального развития выявляется также несопоставимость целей и ценностей представителей разных технологических укладов, по-новому поляризуются богатство и бедность, обостряется битва за ресурсы разных образов жизни. Борьба за власть и господство элит, представляющих те или иные уклады, определяют контекст многих политических кампаний, а проблема межукладной коммуникации приобретает принципиальное значение.

Технологическая модернизация сопряжена с изменениями в политической системе. Повышение важности технического компонента знаний заставляет «жрецов нового строя» (ученых, инженеров, технократов) конкурировать с политиками или становиться их союзниками. При растущем значении инновационного уклада общество должно быть соответствующим образом организовано, а силы модернизации - иметь в нем большой политический вес и предлагать вдохновляющий общество образ будущего.

Ведущим социально-экономическим укладом России в настоящее время продолжает оставаться индустриальный уклад с доминированием сырьевых производств, занимающих самые низкие уровни в мировых технико-экономических цепочках. Проблема заключается, однако, не только в сырьевой специализации России, но и в проявившейся неспособности добывающих отраслей породить инновационную волну для перехода к новому укладу. Уже стало очевидным, что воспроизводящаяся в рамках устаревшего уклада сырьевая элита не может стать творцом инновационного проекта для страны, так как не имеет объективных потребностей и стимулов связывать свое будущее с технологической модернизацией.

В сложившейся ситуации трудно сказать, откуда в обозримой перспективе могут появиться в России социальные силы инновационного уклада. Нет «инновационного лобби» и в российских органах власти. Научно-исследовательская деятельность оторвана от государственных и корпоративных задач, а академическая, инженерная и образовательная элиты занимают консервативные позиции. Гуманитарные технологии неразвиты, технократически понимаемая инновационная деятельность не выходит за пределы лабораторий. Политическая и технократическая элита России в лучшем случае пытается встроиться в процессы, разворачивающиеся в мире.

Для изменения ситуации потребуется изменение стереотипа поведения людей, их менталитета и личностных качеств как главных характеристик современного производства, без чего инновационный сценарий для России просто не может быть реализован. Вряд ли требуемая переориентация произойдет естественным путем. Для этого нужна системная поддержка усилий корпораций и частных лиц со стороны государства, которое должно сосредоточить свои усилия не в традиционных отраслях, а в инновационном секторе.

Человека постиндустриальной эпохи, без которого невозможно развитие инновационного производства, отличают новые черты, связанные с воплощающей результаты технологической модернизации мировой культурой. И хотя главной функцией национальной культуры остается сохранение Отечества для будущих поколений и передача «прошлого в будущее», мерой ее прогрессивности выступает степень открытости для достижений мировой культуры и восприятия цивилизационных универсалий. Массовый процесс освоения достижений мировой культуры и овладения духовными средствами производства во многом зависит от капиталовложений в человека, делающих его несопоставимо более «дорогостоящим» и нужным для общества, чем используемые им орудия труда.

Технологическая модернизация: идеология и политика

Идеологии сыграли важную роль в становлении политики современного типа в западных странах: они не только служили средством интеграции субъектов политического действия, «замыкая» носителей определенных интересов на соответствующие элиты, но и делали цели развития государства понятными каждому гражданину, помогая ему осваивать практические формы участия в политике. Едва ли можно и нужно ожидать, что России пойдет впрок идеологический опыт Запада, ставший результатом процессов, органически развивавшихся в обществах с иной социальной структурой и иными коммуникационными возможностями. Однако существуют и универсальные закономерности движения к постиндустриальному обществу: духовное производство по самой своей природе является «царством свободы», то есть сферой, где по-настоящему продуктивен лишь творческий и свободный труд. Это меняет мотивацию ведущей социальной силы постиндустриального общества, вызывает потребность в отчетливой артикуляции альтернатив и публичном обсуждении целей и ценностей общественного развития [24]

В последнее время призывы к преодолению сырьевой ориентации страны стали общим местом в выступлениях политиков, обрабатывающих «электоральные поля». При этом нередко имеет место апелляция к советскому опыту проведения индустриализации особым, недемократичным способом. То, что советская индустриализация была недемократической и проводилась с такой же жестокостью, с какой она в свое время осуществлялась в Англии, - историческая правда. Правдой, по утверждению Б. Рассела, является и тождественность в главном капитализма и социализма. Проблема состоит отнюдь не в изначальном превосходстве или заведомой ущербности того или иного строя, а в том, что сталинское доведение антигуманной сущности промышленного капитала до монопольно-тоталитарного уровня лишило социализм морального права критиковать несомненное зло индустриального капитализма и предлагать ему свою альтернативу.

Советский Союз сталинского периода достиг впечатляющих промышленных успехов, но он выиграл конкуренцию не с ультрасовременными и высокотехнологичными демократиями, а со странами поздней эпохи индустриальной революции и нежизнеспособным «третьим рейхом». И эта же жестко организованная индустриальная модель социализма проиграла на исходе ХХ века не индустриальному капитализму, а набирающему силу интеллектуальному капиталу. Поэтому представляется также абсурдом и нынешняя попытка лечения болезней социалистического индустриализма по рецептам капитализма вчерашнего дня.

Отсутствие понимания вызовов времени и главной движущей силы инновационного уклада приводит к принципиальной ошибке в оценке эпохи, переживаемой сегодня Россией, что опасно и губительно для судьбы страны. Для технологической модернизации нужна не политическая демагогия, а непредвзятая социальная диагностика.

Постиндустриальное общество характеризуется концентрацией богатств у производителей знания без их выраженного стремления к обогащению. Данная духовная тенденция требует идеологического оформления и политического выражения в государственной деятельности и партийном строительстве. Незавершенность процесса формирования партий и партийных идеологий в России не позволяет определить общественно-политический субъект технологической модернизации. Более того, в рамках традиционной «право-левой» системы координат невозможно адекватно и в концентрированном виде выразить потребность России в постиндустриальном развитии.

Под воздействием новых информационных технологий и определенной партикуляризации массового сознания в России начинают формироваться новые формы политической коммуникации, требующие развития идеологической сферы. Сознательная деидеологизация и подчеркнутый прагматизм, которые апологеты рыночного фундаментализма советуют принять на вооружение «партии власти», едва ли могут рассматриваться в качестве оптимальной альтернативы национальной идеологии.

Очевидно, что доминирующая в нынешнем политическом пространстве бюрократическая среда не в состоянии сформировать постиндустриальную реальность. Условием возникновения и развития созидательно- творческих сил может быть только гражданское общество, конструктивно взаимодействующее с государством в деле формирования и реализации идеи технологической модернизации страны. Поставить объективный диагноз нынешнему кризисному состоянию общества могут только по-настоящему свободные СМИ, а мобилизовать его природный иммунитет под силу только подлинной демократии. Отсюда вытекают политические задачи государства как субъекта технологической модернизации: обеспечение свободы СМИ и развитие демократических институтов.

Для выполнения своей миссии само российское государство должно измениться и стать адекватным тенденциям постиндустриальной трансформации общества. Развитие демократии и политическая поддержка созидательно-творческих сил должны способствовать реализации их главных функций -- восприятия мировой культуры и национального самовыражения в мировом сообществе. В России эта деятельность будет успешной лишь при условии понимания государством смысла постиндустриальной эпохи и восприятия обществом идеи необходимости достижения исторического компромисса во имя технологической модернизации страны.

В сложившихся условиях и при нынешнем состоянии партийно-политического пространства идея технологической модернизации может и должна иметь самостоятельное смыслообразующее значение. Применительно к позиционированию партий и движений, претендующих на политическое представление сил технологической модернизации, конструктивными критериями их намерений могли бы стать публично представленные ими оценки и предложения по конструктивному использованию следующих факторов и особенностей развития России:

-достигнутого в советский период уровня научно-промышленного развития страны;

-сущности постиндустриального вызова и причин кризиса советской экономики;

-политического курса последнего десятилетия с позиций глобальных тенденций движения к постиндустриальному обществу;

-глобальных тенденций постиндустриального развития, имеющих универсальное значение;

- технологических достижений и социально-культурных изменений в странах Запада, способных быть ориентирами для развития России;

-национальных особенностей России, определяющих ее самоидентификацию и специфику приемлемой модели модернизации;

- материальных и духовных ресурсов технологической модернизации России.

Инновационный характер современного мирового развития не позволяет рассматривать стратегии выживания и подражания как приемлемые для России. Для этого в основу национальной стратегии должны закладываться не уходящие идеологемы западных индустриальных обществ, а универсальные ценности постиндустриальной эпохи, преодолевающие примитивный экономизм и выражающие потребности творческой самореализации личности. Это оставляет России единственную возможность сохраниться в качестве влиятельного субъекта исторического процесса - сформировать и реализовать стратегию социально-экономического и интеллектуально- творческого самовыражения общества - носителя богатейшей национальной культуры.

_______________________________

Примечания

[1] См. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс. М., 2001.

[2] См. М. Наим. Геология определит идеологию, - «Ведомости», 29 декабря 2003 года.

[3] См. Т. Алексеева, Б. Капустин, И. Пантин. Перспективы интегративной идеологии (Тезисы) «Полис», № 3, 1997.

[4] См. Л. Зидентоп. Демократия в Европе. М., 2001.

[5] См. У. Матц. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна. - «Полис», № 1-2, 1992.,

[6] *См. там же.

[7] См. О. Малинова. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? - «Полис», № 5, 2001.

[8] См. например: А. Анисимов. Становление инновационного уклада. - www. povestka.ru .

[9] См. «Новая постиндустриальная волна на Западе». М., 1999.

[10] См. Э. Тоффлер, Х. Тоффлер. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны. Новосибирск, 1996.

[11] См. «Новая постиндустриальная волна на Западе».

[12] См. Р. Инглхарт. Постмодерн. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. - «Полис», № 4, 1997.

[13] См. Ю. А. Васильчук. Эпоха НТР: «Экономическое чудо» как воплощение мировой культуры «Полис», № 6, 1996.

[14] См. 3. Бауман. Индивидуализированное общество. М., 2002.

[15] См. «Новая постиндустриальная волна на Западе».

[16] См. С.Глазьев. В инновационной экономике - будущее России. - «Парламентская газета», 17 мая 2000 года.

[17] См. С. Н. Булгаков. Основные проблемы теории прогресса. - «От марксизма к идеализму». СПб., 1903.

[18] См. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс.

[19] См. В. Иноземцев. Иллюзии постиндустриальной эпохи. - «Независимая газета», 20 июня 2002 года

[20] См. С. Бирюков. Консерватизм как идеология. - «Русский Журнал», 21 января 2003 года (www.russ.ru/politics/20030128-bir.html ).

[21] См. Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс.

[22] См. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

[23] См. В. Иноземцев. Иллюзии постиндустриальной эпохи.

[24] См. О. Малинова. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж?