В своем выступлении на пленуме ЦК Компартии Грузии 14 апреля 1989 года в связи с известными трагическими событиями в Тбилиси Э. А. Шеварднадзе заявил, что «демократия вне самодисциплины суть анархия, а свобода без ответственности - самоубийственна». Он говорил также о необходимости у любого, даже самого широкого народного движения внутренних и внешних ограничителей, выход за пределы которых, подобно реке в паводок, грозит всеразрушающим разгулом стихии. Справедливая и образная постановка проблемы. Но является ли строительство берегов для демократии прерогативой аппарата власти? Нет, определение и установление внешних границ и внутренних норм демократии, форм реализации государственности - это задача самой демократии.
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. Еще раз подчеркнём, что обеспечение государственной безопасности - это необходимость, поскольку без самосохранения и нормальных условий внешнего и внутреннего существования государство не в состоянии выполнить и своей общественной функции. Но что значит обеспечить государственную безопасность? На наш взгляд, мера безопасности государства определяется в его отношениях с теми социальными образованиями и институтами, которые порождают и выражают в системе общественных отношений политические проблемы.
Государство, как известно, продукт классового общества и выступает средством удержания господствующим классом своей политической власти. Поддержание соответствующей данному общественному строю системы принципиально значимых для него классовых отношений является непременным условием сохранения государством его социальной природы, исторического типа. Это дает основание выделить в качестве важнейшего параметра государственной безопасности политическую принципиальность вырабатываемого и реализуемого курса.
Внешний признак государственности - это граница. Ее нерушимость входит в содержание всех определений государственной безопасности, поэтому данное обстоятельство не требует какого-либо дополнительного пояснения.
Государство выступает средством разрешения общественных противоречий, политическим компенсатором социальной борьбы. Ограничивая или смягчая политические столкновения в обществе, государство выступает центром его консолидации на достижение совместных целей. В этом суть реализации государством политической власти. Без центра политического тяготения общественных сил нет и гражданского политически стабильного общества. Двоевластие и безвластие пагубны для государства. Таким образом, его существование невозможно вне проведения курса на укрепление политического централизма.
Для реализации своих функций государство должно обладать не только полнотой политической власти, но и материальными средствами воздействия на общественные отношения. Иными словами, оно должно выступать собственником либо органом перераспределения определенных материальных ресурсов для претворения в жизнь политических, военных, экономических и социальных программ. Материальные возможности государства традиционно определяются понятием его могущества, которое выступает важнейшим показателем государственной безопасности.
Правопорядок - это императив взаимодействия государства и общества, его гражданская мера. Его невозможно достичь без активной законодательной деятельности государства, без включения законов в ткань общественных отношений в качестве норм права. Как участник правоотношений, государство заинтересовано в решении политических проблем стабильно работающими юридическими средствами. Значит, законность также следует рассматривать как существенный параметр государственности.
Для утверждения национального суверенитета минимально необходимой является способность государства распространять политическую власть на определенной территории. Отсюда, естественно, вытекает требование территориальной целостности как важной характеристики государственной безопасности.
В конечном счете сохранение государством своей качественной определенности в классовом, внешнеполитическом, властном, экономическом, юридическом и национальном отношениях предопределяет его политическую стабильность как важнейший интегральный параметр безопасности.
Представленное содержательное рассмотрение понятия «безопасность государства» дает основание для вывода, что им не покрываются жизненно важные условия существования гражданского общества. Более того, сверхзащищенность государства в его отношениях со своими гражданами выявила не только отсутствие тождественности этих понятий, но и их существенное противополагание.
БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. Дифференциация общества порождает различия в социальном положении групп граждан, специфику реализации ими отношений собственности, участия в государственном управлении, производстве и потреблении общественного продукта, пользовании духовными ценностями. Очевидно, что полного социального равенства людей обеспечить невозможно, такое положение противоречит самой природе вещей. Утопические идеи уравнительности дорого обошлись нашему обществу, потому что попытки ликвидации определенных социальных групп «как классов» ведут к разрушению социального организма вместо достижения вожделенной «социальной однородности». Зависимость общественного и материального положения человека от его трудового вклада и участия в решении коллективных и общенародных задач позволяет выделить в качестве условия безопасности общества социальную справедливость.
Печальный опыт предыдущего развития поставил на повестку дня проблему прав граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством. Нередко понятия закона и права отождествляются, и построение правового государства представляется как написание по каждому поводу законов для обязательного выполнения. Законность - условие необходимое, но недостаточное для подлинно правовой организации жизни общества, так как закон может не только утверждать справедливые общественные отношения, но и юридически освящать произвол. Ведь и пресловутые «тройки», и расстрелы малолетних детей «врагов народа» имели под собой соответствующую юридическую основу. Поэтому суть правового государства не только и не столько в наличии законов и их исполнении, сколько в правоспособности гражданского общества выражать свою волю в законодательной форме, участвовать в разработке государственной политики и контроле за ее проведением. В этом залог общественной безопасности, гарантия от произвола государственных органов.
Совершенно очевидно, что невозможно решить проблемы безопасности гражданского общества при неразвитой или подорванной материальной основе его существования. Политическая свобода, как известно, невозможна без свободы экономической. Это обстоятельство дает основание для выделения экономического благополучия граждан в качестве жизненно важного общественного интереса.
Общественные интересы требуют своего выражения, политического оформления и продвижения до уровня государственных решений. В условиях многообразия интересов нормальное общественное развитие немыслимо без демократического плюрализма.
Исторический опыт свидетельствует, что замыкание страны в узких национальных рамках ведет не к сохранению, а к оскудению богатств общества, к деградации его социальных качеств, утрате духовных ценностей с потерей приоритета даже «в области балета». Деформированность общественных отношений порождает проблему социальных конфликтов и развития центробежных тенденций, негативных политических процессов. Попытки ограждения неблагополучного общества от «чужестранных поветрий» лишь усугубляют положение дел.
Таким образом, важнейшее условие и индикатор безопасности гражданского общества - это его открытость для внешнего общения и свободного внутреннего взаимодействия граждан при решении всех вопросов, в том числе и входящих в сферу «высокой» политики.
Общество состоит из граждан, но оно не сводимо к их простой сумме, а представляет собой социальную целостность. Юридические связи людей со своим государством отнюдь не в полной мере отражают и выражают целостность гражданского общества как явления исторического, как национального образования. Именно национальная определенность гражданского общества с его глубокими историческими корнями делает его народом, крепко связанным со своей Отчизной множеством социальных и духовных нитей. Здесь источник патриотизма по отношению к своей единственной Родине. А без массового патриотизма общество теряет свою целостность, утрачивает сплачивающую людей национальную идею и становится рыхлым образованием со значительными центробежными тенденциями.