Как видятся связи между технологиями и культурой самими идеологами ИИ? В модной сегодня концепции реальность рассматривается как технологическая стадия развития мира или «жизнь 3.0» (Г. Тегмарк). Ее предшественниками являются «жизнь 1.0» (биологическая стадия) и жизнь 2.0 (культурная стадия). Получается, что культура в «жизни 3.0» куда-то пропала и растворилась в технологии. Это ровно то, о чем предупреждает Ю. Харари, призывая к цивилизационному ответу на вмешательство технологий в сферу культуры. Возникают и другие вопросы. С каких пор технологии перестали быть частью культуры? Куда делись творческая культура (искусство) и культура научная (школа)? Хотя без них невозможно ни возникновение ИИ, ни его развитие.
Много вопросов вызывает также жесткая технократическая позиция цифро-утопистов. Они лепят из ИИ «цифрового бога» и абстрагируются от таких «мелочей», как человек с его обычным интеллектом. Получается, что ИИ может развиваться сам по себе, а его алгоритмы способны к самообучению вплоть до совершения эволюционного скачка и обретения власти над человеком. Человек выглядит в таких теориях малоспособным и безвольным недоумком.
Можно ли верить с позиций естественного интеллекта и здравого смысла в подобные теории и прогнозы? Можно, но только в религиозно-мистической логике: «верую, ибо абсурдно». Такое отклонение от здравого смысла объяснимо ложной верой в разумность больших языковых моделей. Но в том-то и проблема, что смыслы в построенных на их основе системах ИИ выведены за скобки. Получается, что бессмысленность заложена в основу создания ИИ, а жизнь без смысла по его алгоритмам становится идеалом человечества.
В дискуссиях об ИИ уходит в тень и наука. Но именно она и является основой интеллектуального могущества человечества и его достижений. Под влиянием апологетов ИИ формируется массовое представление о способностях технологий заменить все. Получается, что прикладным разработкам вроде и не нужна наука, когда есть технология, составляющая наукоподобные тексты.
Остается непонятным, что такое естественный интеллект и что с ним делать. Его обычно связывают со способностью человека адаптироваться к внешней среде и решать задачи, требующие умственных усилий. Но человек задачи не только решает. Он умеет, прежде всего, их ставить, исходя из своих (а не навязанных) потребностей и целей по их достижению. И еще. Люди живут не только расчетами, но и эмоциями. Даже научное знание рождается не из формул, а из страстного стремления к разумному постижению истины. Все это имеет прямое отношение к тому, что называется интеллектом.
ИИ всегда был, есть и будет явлением культуры, воплощением замысла естественного интеллекта. Ни сегодня, ни в обозримом будущем ИИ не сможет стать ни автором творческого произведения, ни создателем образцов духовной и материальной культуры, которые затем становятся техникой, технологией и продуктом потребления. ИИ не сможет создавать научные школы, совершать научные открытия, воображать и проводить эксперименты. Копировать, подражать и комбинировать может, а заменить – нет. Так что оснований для одушевления и господства ИИ пока маловато, а точнее – вообще нет.