3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Для устранения проблем, рассмотренных в предыдущих разделах, необходимо, опираясь на собственный и мировой опыт, решить на законодательном уровне комплекс наиболее принципиальных вопросов.
1. Следует законодательно уточнить перечень объектов гражданских прав и определить режим исключительных прав, а также прав, вытекающих из трудовых договоров и соглашений о конфиденциальности, в составе государственного или муниципального унитарного предприятия как имущественного комплекса.
1.1. В статье 132 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо указать права на результаты интеллектуальной деятельности в составе имущественного комплекса предприятия как преобладающие в структуре имущественного комплекса наряду с правами на средства индивидуализации.
1.2. Объектом права в сделках должно быть "предприятие на ходу", то есть предприятие с коллективом работников и соответственно их трудовыми контрактами. Для этого следует внести поправки в статью 132, включив в нее понятие "имущественные права" и одновременно расширив его за счет включения в него прав, вытекающих из трудовых контрактов. Достаточно после слов "права требования, долги," вставить слова "права и обязанности, вытекающие из трудовых контрактов, соглашений об отказе от конкуренции, лицензионных соглашений и иных договоров". Перед словами "и другие исключительные права" записать "исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), объекты авторского права и смежных прав".
1.3. Внесение изменений в статью 132 Гражданского кодекса Российской Федерации потребует уточнения:
a) статей 334, 340, 454, 549, 559 - 566, 586, 607, 625, 650, 656 - 664, 1013, 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которых упоминается предприятие как имущественный комплекс;
6) статей 113 - 115 Гражданского кодекса Российской Федерации в части закрепления за унитарным предприятием как имущественным комплексом исключительных прав на охраноспособные результаты работ, финансируемых из государственного бюджета, поскольку все имущество государственного унитарного предприятия, то есть весь имущественный комплекс, принадлежит государству;
b) статей 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, где необходимо уточнить понятия "хозяйственное ведение" и "оперативное управление" применительно к исключительным правам вообще или применительно к исключительным правам в составе имущественного комплекса.
2. Необходимо признать Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования субъектами правоотношений в сфере исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), внести необходимые для этого изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты.
2.1. Внести изменения и дополнения в статью 138 Гражданского кодекса Российской Федерации:
a) прямо указать, что интеллектуальной собственностью признаются также неисключительные права на объекты исключительных прав, а также "квазиисключительные" права на ноухау и защиту от недобросовестной конкуренции;
б) заменить слова "гражданина или юридического лица"
словами "субъекта гражданского права";
b) второй абзац статьи дополнить словами "за исключением случаев, предусмотренных законом" (чтобы снять противоречие с некоторыми статьями специальных законов);
г) для устранения неопределенности в отношении распределения прав на ноу-хау и другие результаты интеллектуальной деятельности дополнить новым абзацем следующего содержания: "В случаях, когда настоящим Кодексом или иными законами не установлен иной правообладатель, исключительные имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, финансируемой из государственного бюджета, принадлежат государству."
2.2. Необходимо разграничить права государства на результаты научно-технической деятельности, полностью или частично финансируемой из федерального бюджета, и права исполнителей соответствующих работ. В частности, это касается результатов ранее выполненных НИОКР, охраняемых в режиме государственной или коммерческой тайны, изобретений, охраняемых авторскими свидетельствами СССР, а также результатов работ, выполняемых по государственным контрактам в настоящее время. Для этого законодательно следует закрепить права сторон (по умолчанию) на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с предложениями, содержащимися в разделе 2.2.3 данной монографии.
Как показывает мировой опыт, предпочтительно предоставлять приоритетное право на патентование результатов, получаемых в результате выполнения государственных заказов, исполнителям этих заказов. То же, причем даже в большей степени, касается ноу-хау. Такая политика прослеживается в США начиная с 1980 года (принятие закона Бай-Доула), а также в Германии, Великобритании и Франции.
2.3. Следует законодательно установить понятный и четкий порядок патентования исполнителем работ получаемых результатов, оставляя на усмотрение сторон возможность частичного изменения данного порядка, но не оставлять решение этого вопроса целиком на усмотрение сторон по государственному контракту. В случае неисполнения установленного порядка права на патентование должны автоматически переходить к государству. Государству должны переходить также права, принадлежащие ликвидируемым государственным организациям. Иными словами, государство должно заполнить тот "вакуум", который образуется в результате нерасторопности или правовой безграмотности исполнителей.
2.4. Целесообразно подготовить специальный федеральный закон, создающий правовую основу для реализации прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). В этом законе должны быть определены объекты исключительных прав указанных субъектов, условия приобретения ими исключительных прав, механизмы реализации этих прав.
2.5. Необходимо внести изменения в таможенное законодательство и законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, уточнив понятие экспорта применительно к результатам интеллектуальной деятельности и исключительным правам на них, а также в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в части прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в рамках выполнения таких заказов, конкретизировав характер получаемых результатов и правила оформления прав.
2.6. Следует закрепить за Федеральным агентством по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России (ФАПРИД) учетные и контрольные функции, а для реализации исключительных прав создать специальные структуры (фонды), выполняющие функции технологических брокеров и другие функции по продвижению новых разработок в промышленность. Такие структуры могут быть созданы как при министерствах (Минобороны России, Минатом России), так и на межотраслевой основе.
3. Необходимо более четко определить правовой режим некоторых объектов интеллектуальной собственности (в том числе ноу-хау, фирменных наименований, секретных изобретений и служебных изобретений).
3.1. В целях устранения внутренних противоречий между статьями 138, 139 и 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации внести изменения в статью 139: исключить из нее понятие служебной тайны и указать, что охраняемая в режиме коммерческой тайны информация приравнивается в определенных случаях к объектам исключительных прав, а права на охраняемую информацию могут входить в комплекс исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии или в составе предприятия как имущественного комплекса.
3.2. Исходя из международного опыта правового регулирования интеллектуальной собственности нормами специального законодательства, международных обязательств России в отношении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и практики применения действующего российского законодательства в этой сфере нецелесообразно ставить рассмотрение проектов федеральных законов, затрагивающих вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в зависимость от принятия части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.3. Учитывая негативный опыт подготовки и отклонения федеральных законов "О служебных изобретениях…" и "О секретных изобретениях", необходимо изменить концепцию законодательного регулирования в отношении этих объектов, в частности, вопрос о секретных и служебных изобретениях решать согласованно в рамках развития Патентного закона Российской Федерации, дополнив его специальной главой, и уточнения положений Закона Российской Федерации "О государственной тайне".
3.4. Необходимо подготовить и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов "О фирменных наименованиях", "О служебной тайне", "О профессиональной тайне".
3.5. Необходимо пересмотреть практику подготовки в министерствах и ведомствах международных соглашений по поводу создания и использования объектов интеллектуальной собственности в целях более полного обеспечения интересов государства. Многие соглашения повторяют одни и те же ошибки, положения соглашений неконкретны, допускают различные толкования, при этом не учитываются особенности национальных законодательств.